Целевые экскурсии на предприятия города как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

 26.01.2021 состоялся краевой семинар   на тему : «Целевые экскурсии на предприятия города как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста» . На котором  выступала старший воспитатель МАДОУ №3 Михуля Наталья Николаевна.

Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Цель ранней профориентации детей дошкольного возраста – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

Задачи:Формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах.

  1. Учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях.
  2. Организовывать экскурсии на предприятия города как  эффективный метод, направленный на развитие представлений о труде взрослых у детей старшего  дошкольного возраста.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. 
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. 
    Дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, — единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.
Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально — эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще мало изученное направление дошкольной педагогики. 
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Поэтому для использования в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста  в нашем ДОУ мы определили для себя метод экскурсий на предприятия города. Метод целевых экскурсий   основан на личностно – ориентированном подходе и  позволяет усвоить сложный для ребенка материал о тонкостях и механизмах профессии  через совместный поиск решения проблемы.
Так родился большой образовательный  социальный проект «Профессии взрослых».
Перед началом работы над проектом с детьми  был проведен опрос  «Что такое профессия». В ходе опроса были использованы следующие общие вопросы: «Зачем люди трудятся?», «Какие ты знаешь профессии?».
Далее были использованы примерные вопросы по названной детьми профессии: «Что делает пожарный? Врач? Инженер? Специалист по розливу воды?  Что нужно ему для труда? Зачем людям  трудится? Каким должен быть военный? Специалист по ремонту компьютерной техники» и другие.
Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, в сельском хозяйстве. Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. 
Детям задавались вопросы о  значимости профессий; об орудиях труда; о процессе труда; результатах труда.
Затем педагоги с помощью родителей, работающих на заводе минеральных вод «Горячеключевской», в пожарной части, на почте, в библиотеке  и других предприятиях, организовали экскурсии на данные предприятия.
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Экскурсия — форма профориентационной работы, которая дает возможность дошкольникам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.
Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Подготовка воспитателя к целевой экскурсии на предприятие заключается прежде всего в определении цели экскурсии. Педагог намечает экскурсию, в тесном контакте с родителями,  исходя из особенностей профессии, рельефа окружающей местности и погодных условий. Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в группах – 30-40 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.  
С помощью полученных знаний в ходе экскурсий  дети смогли соотнести свои личностные качества с наиболее подходящими для них профессиями. Помочь детям сделать правильный выбор, не простая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребёнка дошкольного возраста  даст ему возможность найти и во взрослой жизни работу, которая будет приносить ему  удовольствие и радость.
Анализ педагогической работы показал, что экскурсии способствуют развитию дошкольников, стимулируют проявления знаний о труде взрослых, процессе его организации. Можно сделать вывод о том, что проведенные целевые экскурсии на предприятия города  с детьми старшего дошкольного возраста способствовали формированию  у детей представлений о профессиях взрослых.  
После увиденного на предприятии, бесед с детьми, работа продолжалась в детском саду.  Родители  приходили в детский сад и организовывали с воспитанниками практические  мастер-классы по изготовлению моделей транспорта «Создаем своими руками», по изготовлению поделок своими руками «Подарок бабушке», мастер-класс по робототехнике «Виртуальный мир», где мама – сотрудник детского центра робототехники провела с дошколятами практические занятия по управлению моделями  роботов и другие.  Все полученные навыки на мастер-классах ребята применяли и на занятиях по конструированию и дизайну «Мастерок». Этот  кружок дополнительного образования в нашем саду пользуется успехом как у мальчиков, так и у девочек.
В будущем мы планируем открыть кружок легоконстуирования и робототехники, так как этот вид деятельности пользуется спросом среди социальных заказчиков.
В конце проекта были проведены викторины «Профессии взрослых», созданы фотоальбомы и плакаты «Профессии мамы и папы», а также большое мероприятие с участием педагогов ДОУ, родителей и социальных партнеров – представителей предприятий города —  «Ярмарка профессий», где дети еще раз в практической обстановке и в развлекательной форме закрепила знания о профессиях и о важности труда взрослых.
За период работы по проекту «Профессии взрослых»  у дошкольников наметилась  положительная динамика уровня сформированности о профессиях в рамках раннего информирования о профессиях и предприятиях города, ознакомлению с профессиями родителей воспитанников.
Таким образом, работа по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста по средствам целевых экскурсий позволила повысить уровень представлений о труде взрослых у старших дошкольников. Положительные результаты дают основание говорить, что методика использования целевых экскурсий как средства развития представлений о труде взрослых была выбрана правильно.
Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников, с использованием целевых  экскурсий на предприятия города позволила нам расширить информированность старших дошкольников о профессиях, а также поможет сформировать у них образ «Я — профессионал».
Целевые экскурсии на предприятия города как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
 
 

Постоянная ссылка на это сообщение: http://www.dou3-gk.ru/%d1%86%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b2%d1%8b%d0%b5-%d1%8d%d0%ba%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81%d0%b8%d0%b8-%d0%bd%d0%b0-%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%8f%d1%82%d0%b8%d1%8f-%d0%b3%d0%be%d1%80/